АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ

к.т.н., профессор Позднеев Б.М., Буханов А.Н.
МГТУ «Станкин», Россия, Москва

  Одним из путей повышения эффективности процесса дистанционного образования является использование в качестве узлов информационных порталов. Функциональные возможности современных информационных порталов позволяют обрабатывать больший объем данных, эффективно доставлять пользователю необходимую информацию, обеспечивать качественную обратную связь между преподавателем и обучаемым, использовать интерактивные сервисы, для контроля знаний обучаемого и т.д

Подпись:  

Рис.1 Структура образовательного портала

Стру

Рис.1. Структура образовательного портала.

Эффективность применения образовательного портала в значительной степени определяется качеством предоставляемой пользователю информации, и удобством доступа к ней. Качество информации, ее актуальность в свою очередь зависит от того, насколько эффективно решается задача управления информационным содержанием (content management) – задача эффективного сбора, управления и публикации информации.
        В рамках информационных порталов контроль над контентом осуществляется при помощи  систем управления информационным содержанием (Content Management System) - специализированного программного обеспечения, интегрирующего и автоматизирующего процессы, обеспечивающие эффективную доставку информации.

Подпись:  

Рис.2  Трехзвенная архитектура клиент-сервер


Рис.2.Трехзвенная архитектура клиент-сервер
.

Стандартная система управления информационным содержанием является трехзвенной архитектурой клиент-сервер (Рис.2), состоящей из хранилища данных, сервера приложений и клиентской части. Информация хранится в базе данных, административная часть обеспечивает управление содержимым БД, а извлеченная информация отображается в клиентской части. Пользователь информационного узла (портала) запрашивает определенную html-страницу с некоторыми специфическими данными. Система управления обращается к базе данных, получает нужную информацию и трансформирует ее в требуемый для передачи пользователю формат.
         Стандартная трехзвенная архитектура организации системы управления информационным содержанием является весьма эффективным решением. Однако, реализации данной архитектуры, как правило, являются корпоративными системами стоимостью от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Один из главных компонентов таких систем, существенно влияющих на конечную стоимость информационного узла - сервер приложений. Использование сервера приложений, кроме прямых затрат на покупку соответствующего программного обеспечения, значительно увеличивает требование к аппаратным ресурсам, необходимым для функционирования системы управления информационным содержанием. В тоже время, отказ от использования сервера приложений не позволяет традиционным системам управления информационным содержанием обеспечить качественную доставку информации пользователю и функционирование на приемлемом качественном уровне сервисов и приложений. При построении информационных образовательных порталов альтернативой дорогостоящим корпоративным системам управления информационным содержанием, использующих технологию тонкого клиента,  может стать система, обеспечивающая минимизацию нагрузки на программный управляющий комплекс и базу данных при отработке запроса пользователя (Рис.3)
        В функциональной схеме подобной системы управления отсутствует сервер приложений. Весть программный код выполняется в контексте http-сервера и представляет собой набор CGI-скриптов, реализованных на языке С++. Подобно традиционным системам управления, основой информационного узла является реляционная база данных. Для обеспечения требуемого быстродействия системы в базе данных содержится только служебная информация, необходимая для организации управления информационным содержанием портала, организации контекстного поиска и функционирования динамических модулей.

Подпись:  
Рис. 3. Функциональная схема системы управления информационным содержанием  на основе двухзвенной архитектуры клиент-сервер
Рис.3.Функциональная схема системы управления информационным
содержанием на основе двухзвенной архитектуры клиент-сервер.

Для обеспечения  высокой скорости доступа к информации без исполнения программного кода на сервера приложений, часть наиболее часто запрашиваемых пользователем данных хранится не в базе данных, а в виде уже сформированных статичных информационных страниц. Такой подход позволяет отказаться от цепочки «получение запроса пользователя – запрос базы данных –формирование запрашиваемой страницы – предоставление сформированной страницы пользователю”, что позволяет избежать перезагрузки аппаратных ресурсов сервера и значительно снижает нагрузку на базу данных. Со стороны пользователя доступ к ресурсам информационного портала не отличается от доступа обычному статическому информационному узлу, т.е. запрос пользователя на доступ к той или иной статической странице отрабатывается HTTP-сервером и не приводит к обращению к базе данных и формированию страниц на основе полученных данных.
        Формирование страниц, как и в случае обычного «не управляемого» информационного узла, происходит на этапе заполнения портала информационным содержанием. Однако, подобно системам управления динамических информационных узлов, использует принцип разделения информационного содержание и графического оформления. Информация о графическом оформлении страниц информационного узла относится к служебной информации и хранится в виде макета в базе данных. На этапе заполнения портала данными происходит интеграция информационного наполнения и графического оформления информационного узла. Причем в базе данных сохраняется служебная информация, позволяющая осуществить декомпозицию html-страниц, отделив графический дизайн и информационное наполнения, что в свою очередь позволяет осуществлять модификацию только информационного наполнения без общего изменения статической страницы.
        На этапе заполнения портала информационным содержанием в базу данных заносится также информация о гипертекстовой структуре информационного узла. На основе этой информации формируется структура директорий и документов. Также на этапе добавления информации, для обеспечения функционирования поискового механизма, формируется индекс – база данных, содержащая соответствие каждому документу информационного портала набора наиболее релевантных содержанию документа терминов. Актуализация индекса поискового механизма происходит при добавлении/модификации содержания информационных страниц.
        Функционирование  интерактивных сервисов портала при использовании двухзвенной архитектуры организуется на основе, подключаемых к статичным HTML-страницам, динамических модулей. Данные, необходимые для функционирования динамических модулей хранится в базе данных, доступ к которой осуществляется с помощью SQL-запросов в процессе работы динамического модуля. Как показывает практика, обращение к сервисной части портала происходит значительно реже, чем к информационной, что позволяет производить запрос к базе данных и осуществлять манипуляцию данными непосредственно по запросу пользователя, не выполняя программный код на сервере приложений, но сохраняя необходимую скорость доставки информации пользователю.
        Система управления информационным содержанием, построенная на основе двухзвенной архитектуру позволяет организовать эффективное управление контентом, не используя технологию тонкого клиента, что позволяет отказаться от выполнения программного кода на сервере приложений, что в свою очередь позволяет сократить стоимость разработки образовательного портала. Такая система управления позволяет организовать единое централизованное хранение файлов и документов, позволяет модифицировать информационное содержание образовательного портала, предоставляет инструментарий для управления, обеспечивает удобный доступ к информации средствами вэб-браузера. Область применения данной системы – информационные порталы, в частности, образовательные порталы и узлы дистанционного образования, наиболее важная функция которых – обеспечение качественной доставки информации пользователю. Очевидно, что данное решение не подходит для организации крупных корпоративных порталов, призванных обеспечивать не только эффективное управление информацией, но и организацию рабочего места сотрудника предприятия. Тем не менее, задача управления информационным содержанием образовательного портала решается не менее эффективно, но со значительно меньшими материальными затратами.

 Литература:

  1. Долгов С.В., «Информационный портал предприятия как способ объединения информационных ресурсов», тезисы доклада на X Международном научно-техническом семинаре" Современные технологии в задачах управлении", Алушта, 2001г., dolgov.hut.ru/paper3.html.
  2. Чеботарев В.Н, «Моделирование корпоративного портала знаний» «PC Week – корпоративные системы» №14, 2001г., www.pcweek.ru/Year2001/N14/CP1251/CorporationSystems/chapt1.htm.
  3. Сербант А.С., лекция «Интернет-порталы: стратегии, итоги, перспективы», «Русский Журнал», 29 марта 2001г., www.russ.ru/netcult/cathedra/20010329_sebrant-pr.html.