Сосонкин В.Л., Позднеев Б.М., Кабак И.С., Хает И.Л.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET-ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 
     Имеются серьезные предпосылки к развитию системы дистанционного образования в России и странах СНГ. Быстрые изменения и структурная перестройка экономики требуют подготовки большого количества специалистов нужных новой, рыночной экономике, а также переподготовки в соответствии с новыми потребностями, ставшими незанятыми специалистов другого профиля, в том числе и увольняющихся из вооруженных сил. Эта задача осложняется тем , что географически места, где есть потребность в обучении и где такое обучение может быть осуществлено часто не совпадают. Экономически и организационно иногда затруднительно осуществить обучение в одном месте.
     Одним из решений этой проблемы могло бы быть создание системы полноценного дистанционного образования, когда учитель и ученик разделены географически. В настоящее время дистанционное образование понимается неоднозначно. Многие элементы в свое время развитой системы заочного образования, использовавшие почту как средство связи, могут быть отнесены к дистанционному образованию. Однако, развитие компьютерной техники, ее широкое внедрение и распространение, а также стремительное развитие телекоммуникаций дают новый импульс в понимании дистанционного образования.
     В МГТУ "Станкин", в рамках Специализированного центра новых информационных технологий, проводятся работы с целью дистанционного образования в области машиностроения. В нашем понимании, в настоящее время, имеется три аспекта в дистанционном образовании:

  1. Перенос накопленного при заочном образовании опыта на новую техническую базу. Примером может служить использование электронной почты для передачи информации между учебным заведением и учащимся. Высокая оперативность и надежность связи, низкая стоимость пересылки и быстрота реализации позволяет широко охватить учащихся по всей стране без существенных затрат, в том числе и за счет ранее наработанной методической базы.
  2. Создание новых учебных методик, ориентированых на отсутствие непосредственного контакта между учителем и учеником.
    Этот подход основывается на принципиально новых возможностях, которые дают применение современной компьтерной техники и программирования. Суть подхода: моделируется Среда общения и (или) аппаратная Среда. Примерами такого подхода служат:
    - мультимедийные учебные курсы, когда достигается иллюзия контакта с человеком учителем. Основой служат высококачественный звук, видео изображение, устройство ввода информации от ученика - микрофон, мышь.
    - специально разработанные обучающие и тестирующие программы-тренажеры, от весьма сложных - обучение вождению автомобиля, пилотированию самолета и т.п., до более простых - сдачи правил дорожного движения в ГАИ, учебные курсы по архитектуре ЭВМ, операционным системам, программированию.
    - программы, иммитирующие оборудование для лабораторных работ студентов.
    Отметим, что этот аспект дистанционного образования является весьма дорогостоющим, так как он подразумевает не только наличие компьтерного оборудования у учащихся, но и серьезные затраты на создание программного обеспечения, т.е. самих учебных курсов. Он является экономически обоснованным для курсов имеющих широкую аудиторию, т.е. общеобразовательных или общетехнических курсов. Разработка таких курсов для специальных дисциплин возможна только при решающей финансовой поддержке государства.
  3. Создание образовательной среды, обеспечивающей контакт между географически удаленными учителем и учениками.
    Этот подход основывается на применении новейших аппаратных, программных и, главное, телекоммуникационных средств. Нам представляется наиболее эффективным использование Internet в качестве телекоммуникационной базы такой среды.

     Использование Internet для образования даст ряд принципиально новых возможностей, главная из которых - обеспечение работы в режиме on-line с минимальными затратами. Имеющиеся стандартные средства Internet, такие как аудио- и видеоконференции являются возможностью непосредственного контакта между учителем и учениками, для приема экзаменов, консультаций, защиты курсовых, дипломных и других работ.
     Отметим, что аппаратно-программные средства Internet являются весьма удобными для создания учебных программ, в часности, учебная программа может быть разработана как Web страничка, помещенная на WWW сервере, и в этом случае для работы с ней достаточно наличие программы-просмотра у учащегося.
     Проблемы дистанционного образования являются достаточно дорогостоющими и требующими больших трудозатрат. Ни одно учебное заведение не в состоянии решить их в одиночку. Необходима кооперация всех заинтересованных организаций. Поэтому мы были бы рады любым конструктивным контактам.

E-mail: kis@stancnit.msk.su